Начало следующего онлайн-совещания

29.08.2018 19:15

Рассылка

Подписаться

Мы напомним Вам о начале трансляции

 

Культурная социализация для всех

Гендиректор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина — о развитии и перспективах инклюзивных программ

Сегодня российские музеи проводят акцию «Музей для всех! День инклюзии», задача которой — напомнить о необходимости равных возможностей для всех, кто хочет участвовать в культурной жизни. В этот день люди с инвалидностью, их семьи и все заинтересованные участники смогут принять участие в инклюзивных мероприятиях по всей стране. И это важный шаг к решению проблемы доступности среды.

Проблему приспособленности культурных заведений для посетителей с ограниченными возможностями здоровья сегодня осознают все. Но сделано пока не так много, как хотелось бы. В 2016 году проводился мониторинг доступности учреждений культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оказалось, что в среднем лишь около трети музеев считаются технически приспособленными для создания безбарьерной среды. И есть ряд нюансов: допустим, где-то позаботились о посетителях с проблемами слуха, но не приспособили здание для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, где-то — наоборот.

Однако процесс идет, и сегодня руководители почти всех крупных музеев работают над переоснащением. Но важна адаптация не только техническая, но и социально-эмоциональная. Проще говоря, важно научить сотрудников человечнее относиться к посетителям с ограниченными возможностями здоровья. И общество в целом должно привыкнуть к пониманию равноправия. Нельзя воспринимать другого человека как неравного тебе лишь потому, что у него есть какие-то особенности — физические или ментальные.

Еще несколько лет назад этого понимания не было, но сейчас ситуация, мне кажется, изменилась. Мы перешли рубеж. Конечно, в регионах ситуация чуть сложнее. В Москве важнейшим шагом для реализации инклюзивного образования стало появление ресурсных классов в общеобразовательных школах. В таких классах обеспечивается наличие 10% детей с инвалидностью. Это подразумевает создание специальных ресурсных зон, в которых могут по индивидуальному маршруту обучаться дети с особыми потребностями, постепенно включаясь в общеобразовательную программу.

Этот процесс требует тесного взаимодействия родительских некоммерческих организаций и государства: департамента образования, школ и НКО. Он сложный и с точки зрения финансового механизма, и тем не менее в Москве всё увеличивается количество школ, поддерживающих эту систему.

Но не менее важно включение в эту работу и культурных организаций. Музеи, выставочные площадки — это не просто просветительские центры. Это социально-культурные институты, позволяющие и образовывать людей с ограничениями здоровья, и социализировать их. А вместе с тем — и обычных людей, которые к нам приходят. Многие из них ранее и не сталкивались с этой проблемой, и важно показывать, что есть другие люди. Наконец, третья составляющая — трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья. Это может стать одной из важных социальных миссий музеев.

Приведу несколько примеров инклюзивного подхода в музеях. В этом году мы реализовали большой проект «Люди должны быть разными» совместно с фондами «Выход» и «Антон тут рядом». Работы молодых людей с расстройствами аутического спектра мы выставили вместе с коллекцией нашего музея — произведениями художников, работающих в стиле наивного искусства.

Кроме того, мы организовали сенсорную комнату. Насколько я знаю, такого нет ни в одном музее Москвы. Сейчас мы активно думаем над методическими материалами, поскольку многие люди с инвалидностью не говорят, им требуется альтернативная коммуникация в виде текста или знаковых обозначений, которые считывают только они. Сейчас наши сотрудники разрабатывают их для деток, которые к нам приходят. Плюс ко всему мы стараемся каждую популярную образовательную программу музея адаптировать, поскольку дети с разными уровнями аутического расстройства иначе воспринимают информацию, нежели обычные люди.

Конечно, проблем пока еще немало. Внедрение всех инклюзивных форм и доступной среды — очень сложный процесс. Это большая межведомственная система взаимодействий, где у каждого департамента — культуры, образования, здравоохранения — есть свои бюджетные возможности и механизмы работы. Сложно не только объединить интересы, но и дальше их правильно «разложить» внутри всех департаментов, чтобы они начали действовать. Порой для этого требуются законодательные поправки. Следовательно, необходимо вдумчивое отношение и координация. А поскольку сейчас очень сильна инициатива со стороны социально ориентированных некоммерческих организаций, появляются творческие предприниматели, вовлекающие в свою деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья, родительские организации и иные объединения, нужен диалог и с ними.

Во всем мире инклюзия — это социальная концепция, предполагающая равный доступ людей ко всем общественным благам. Каждый человек, независимо от того, здоровый ли он или с какими-то особенностями, не должен быть ограничен или ущемлен в правах на самореализацию. И сегодня мы идем в этом направлении.

Источник