Начало следующего онлайн-совещания

30.08.2017 19:00

Рассылка

Подписаться

Мы напомним Вам о начале трансляции

 

Установить нельзя отказать! (каждый поставит запятую там, где посчитает нужным)

Торговые аппараты (их также называют вендинговыми) предназначены для продажи товаров и оказания несложных услуг без участия человека. Ассортимент торговых аппаратов постоянно увеличивается, и сегодня с их помощью можно купить напитки и еду, медикаменты, предметы гигиены, различные товары повседневного спроса. Использование вендинговых автоматов для бизнеса позволяет быстро получить прибыль и окупить их стоимость.

Но мы сегодня размышляем о том, насколько необходимо, важно и целесообразно, с разных точек зрения, в том числе морали и этики, установка вендинговых аппаратов на территории образовательных организаций города Москвы. Для обсуждения этой темы отводится время на ближайшем родительском селекторе в ДОгМ, который состоится 26 августа 2015 года.

Обратившись к нескольким десяткам знакомых родителей, я услышала негативное отношение к оснащению школ данной техникой. Проведя анализ, можно сформулировать ряд причин, в соответствии с которыми они не видят необходимости принятия такого решения. Так же можно прогнозировать последствия установки аппаратов.

  1. Место – школа для обучения и воспитания детей. Это не магазин, и не продуктовая лавка.
  2. Меню столовой сбалансировано по питательным элементам и калорийности (это к вопросу ожирения, т.к. продукты в автоматах калорийные), а так же сформирован график приема пищи (не беспорядочно на каждой перемене).
  3. Аллергические реакции на продукты и их состав (зачем такая ответственность нужна руководителям ОО).
  4. Если мы говорим о напитках, то употребление пакетированного сока не способствует сохранению здоровья, а культуру употребления чистой воды можно поддерживать с помощью кулерных систем.
  5. Обучающиеся на переменах должны иметь возможность общаться со сверстниками, педагогами и подготовиться к следующему занятию, а не терзаться жаждой совершить покупку.
  6. Вендинговые автоматы могут развить постоянную потребность к покупке (чего-либо) с младшего школьного возраста, т.е. потребительские свойства личности, это может усугубляться в коллективе.
  7. Наличие автоматов в школе еще сильнее подчеркнет социальное расслоение в обществе (родители выделяют различные суммы из семейного бюджета на карманные деньги и найдутся те, кто будут покупать каждую перемену). Так как психика ребенка еще не сформирована, и дети не могут контролировать свои реакции, а родителей, чтоб объяснить, рядом (в момент нахождения в школе нет), то снять негатив будет невозможно. Регулярная реакция на «неосуществимость покупки» может вызвать регулярно вызываемое чувство зависти, далее чувство неудовлетворенного желания. Это может способствовать развитию депрессионных состояний, либо агрессивных состояний. В конечном счете, это может привести к постоянным конфликтам в классах и в семье. Худший вариант – воровство мелких денег (так как именно они будут казаться тем желаемым и вожделенным, что можно обменять на товар в автомате).
  8. В больших комплексах, где не возможно установить большое количество автоматов (а если в школе учится 2500 обучающихся?), то, применяя простую арифметику, можно рассчитать сколько детей сможет обслужить один автомат в 1 мин. Скорее всего это 1 ребенок, при этом, если у него не застряли деньги, автомат дал сдачу, и ему никто не мешал сделать покупку (что маловероятно). То есть, в итоге, за перемену будет обслужено около 13 детей. Остальные останутся без покупки до следующей перемены? И далее, весь урок будут контролировать время наступления перемены? Кто добежит первым на следующей перемене? Может встать вопрос: «А я здесь стоял, сейчас моя очередь!». Ответ трудно спрогнозировать, так как есть возрастные различия при принятии решений.
  9. Возможны последствия пункта №8 – не получится ли так, что старшеклассники будут «третировать» младших? Каким «эхом» это отзовется? Дракой, мотивом для преследования, насмешками.
  10. И снова возвращаясь к пункту №8 – представьте себе ситуацию, если автомат не дал сдачу, или не сработал, и не выдал товар ребенку. Сможет ли ребенок продолжить обучение на следующем уроке? Или его накроет волна чувств, таких как негодование, обида, горечь, а может быть и слезы по неправильно потраченным средствам, так трудно полученных у родителей? Готов ли кто-то в школе разбираться с каждым некорректным случаем при продаже?
  11. Можно не писать этот пункт, но считаю необходимым это сделать. Могут сыскаться предприимчивые ребята, готовые проверить -«пройдет» ли «театральный номер» : аппарат выдал и сдачу и товар, но товар съеден, разделен со всеми друзьями, а хочется еще. Классному руководителю может поступить жалоба от обучающихся на то, что аппарат все-таки не выдал ни деньги, ни товар… Некая «симуляция» случая. Не будем называть это обманом или мошенничеством, а скорее попыткой проверить реакцию на данное заявление. В регулярном режиме это будет «головная боль» для педагогического состава. Посещая с ребенком олимпиады, проводимые в МГПУ, я часто вижу автоматы, расположенные на первом этаже, которые «штурмует» группа детей, в надежде приобрести что-то «вкусненькое - сладенькое», в итоге не всем из них разрешённое родителями. Совсем забыв, зачем они здесь, что необходимо настроиться на тестовые задания или лучше поделиться переживаемыми чувствами с друзьями или родителями, они пытаются «установить» контакт с аппаратом. Признаюсь, меня мои дети впервые, после долгих уговоров, привели купить пакетик. Пакетик обошелся в 100 рублей и аппарат на сегодняшний день все еще в долгу передо мной. Хотя в магазине можно было бы купить три таких пакета на эти деньги. Конечно, всей семьей, мы объявили бойкот автоматам.
  12. Есть еще личностные особенности детей. Не каждый из них будет готов поделиться купленным товаром с большим числом одноклассников. Принесенное с собой яблоко для перекуса редко является «яблоком раздора».
  13. Нужно ли упоминать о том, что должен быть человек, осуществляющий постоянный размен купюр, утверждающий ассортимент, и, скорее всего, согласующий его с родительской аудиторией, контролирующий ассортимент, сроки годности поставляемого товара (товар штучный, работы много), остатки товара в автомате (те же сроки годности, если он короткий), отвечающий за перебои в работе аппарата и разбирающий каждый «несчастный» случай с ребенком.
  14. Дает ли это прибыль школе, как пишут продавцы вендинговых аппаратов? По их мнению, школа может потратить эти деньги (прибыль) на внутренние мероприятия, на покупку учебного оборудования и т.д. Не будем складывать все мысли в один ящик, к продавцам аппаратов.

А лучше обратим взгляд на то, как школа может превратиться, из образца обучающе-воспитательного института нашего общества, в супермаркет. Слово «супермаркет» не нужно воспринимать как ругательное, или указывающее на негативное место действий. Мы занимаемся там определенным видом деятельности. Но все мы ни разу не видели в супермаркете «школу», или обучающих столов, стендов или «аппаратов для получения знаний». У каждой организации свои цели и задачи, и главное – место, территория на которой она осуществляет свою деятельность! Даже театры не согласились на установку аппаратов, а могли бы продавать кофе, шоколад, мороженное. Не захотели «ломать» неповторимую атмосферу радости от нахождения в театре, предвкушения спектакля, камерную обстановку, создаваемую общением и антуражем. Именно это дает нам возможность не смешивать получаемую информацию, переживаемые чувства, эмоции, опыт от различного рода деятельности. То есть четко, без отвлечений, понимать и отрабатывать задачи, которые поставлены в данный момент (или на ближайшие 6 часов обучения), постигать, зачем я сейчас здесь, именно в этом месте, что я должен сделать, и с каким «багажом» его покинуть.

 

Возвращаясь к финансам, государство выделяет средства учреждениям на обучение детей. Это незыблемый факт. И именно поэтому нельзя принимать как одну из причин установки вендинговых аппаратов в образовательных организациях – пополнение их бюджета.

Конечно, тяжелее организовать систему платного дополнительного образования в школе таким образом, чтоб дети могли посещать те секции и кружки, которые они хотели, а родители могли бы оплачивать весь набор, который выбрали их дети. Но, все-таки, усилия нужно прикладывать именно в этом направлении, развивая и расширяя возможности дополнительного образования, искать «золотую середину» стоимости услуг и качества их предоставления, т.е. предоставлять потенциал ребенку для развития, для поиска себя и занятий в жизни. Трудно, но не невозможно! Руководители школ идут по этому пути, пополняя «внебюджет». И это правильно, так как развитие образовательной организации в этом направлении идет на пользу детям и родителям. А так же, это прямая профилактика негативных проявлений среди детей и подростков, это формирует их увлеченность, занятость, ответственность, дисциплину.

Владельцам компаний по продаже вендингового оборудования не стоит «сбивать» с этого пути, заставлять сомневаться в способности пополнять бюджет руководителей школ. Желая, таким образом, всего лишь (и это видно невооруженным глазом) получить очередную порцию прибыли. Если этот шаг совершится, то «дверь» к получению прибыли индустрией перепродажи не просто приоткроется, а распахнется настежь. Позиция будет сдана. Уютные холлы школ, с их коридорами, в которых размешены выставки детских рисунков, репродукции картин классиков, тематические стенды, портреты героев войны, великих ученых, литераторов, превратятся в нечто подобное холлам многочисленных торговых центров, с их одинаковыми лицами завсегдатаев, на которых стоит печать радости от предвкушения совершения очередной покупки.

Очень хочется напомнить о том, что школы Москвы – это образец для образовательных организаций Российской Федерации, с равнением на все процессы, в них происходящие. И если старт «запуска аппаратов» будет осуществлен, то мы услышим на периферии Родины холостой залп «стартового пистолета», как знак к тому, что путь для предпринимателей на территорию образовательных организаций открыт, претендент создан. Нельзя забывать о том, что контроль в сфере продаж через автоматы невозможен на 100% (это большая дырка в безналоговой торговле), а в небольших городах и поселках РФ превалируют родственные связи, то давление и увещевания коммерсантов будут в разы сильнее действовать на руководителей образовательных организаций. Причем, чаще, семьи обучающихся в разы менее обеспечены, чем столичные. Выдержит ли институт образования этот натиск и не будем ли мы удивляться тому, что теперь в школах города N, путем покупки через аппарат, детям можно приобрести не только вредоносный шоколадный батончик или жевательную резинку с фениланилином, но и презервативы, женские гигиенические средства (список товаров ниже) и т.д.

Можно еще многим расширить список причин, по которым «совсем необязательно» идти на поводу у продавцов вендинговых автоматов и давать новые места для трудоустройства нашей молодежи менеджерами по обслуживанию этих автоматов, то есть растить и усиливать систему перепродажи и потребления, но мы этого делать не будем.

Скажем только одно: «Московское образование, помни, на тебя равняется вся Россия».

Справка:

Все, что может продавать человек, может продавать и автомат. Торговые автоматы подразумевают автоматизированную торговлю, т.е. без участия человека и различаются по направленности реализуемого товара:

  • по продаже напитков
  • по продаже еды (бутерброды, сэндвичи, выпечка, суши, горячие обеды). Готовы ли мы разрешить нашим детям такие покупки?
  • по продаже снековой группы продовольственных товаров (сухарики, чипсы, попкорн, кукурузнве палочки, семечки, шоколадки, мучные изделия, жвачка и т.д.)
  • по продаже средств гигиены (бахилы, мед.маски, презервативы, гигиенические средства, зубные щетки, носовые платки, жен.прокладки и т.д.)
  • по продаже игрушек (мелкие игрушки, жевательные резинки-шарики, шарики-прыгуны и многое другое, устанавливаются там, где есть дети)
  • по продаже линз
  • по изготовлению копий
  • по продаже: дисконтных карт, журналов и газет, золотых наклеек, изделий из кожи, икры, книг, колготок, корма для животных, лампочек, мороженного, болтов и гаек, медикаментов, чая, чехлов для телефона, цветов, футболок, товаров в дорогу, спортивного питания, сувениров, фруктов и овощей, карандашей, открыток, парфюмерии.

Просмотрите внимательно этот список! Кто-то нашел в нем тот товар, который вдруг, срочно, понадобился именно ВАШЕМУ РЕБЕНКУ, именно на перемене и именно в ШКОЛЕ? И если ваш ребенок не полностью утоляет голод в столовой, часто испытывает чувство голода между запланированными приемами пищи, то не забывайте о ваших прямых обязанностях, закрепленных законом – удовлетворение жизненных потребностей, в данном случае его питание. Предложите ему взять с собой, или положите в рюкзак, полезный, на ваш взгляд перекус: напиток и фрукт, печенье, питьевой йогурт, небольшую любимую шоколадку и т.д, в соответствии с традициями питания вашей семьи. Это вызовет положительные эмоции и воспоминания о вас, как о любящем и заботливом родителе. И уж точно - это намного лучше, чем хруст купюры или звон монеток, которые вы ему даете утром, наспех, не разъяснив, как их потратить и на что, и это сбалансировано по шкале «качество - стоимость». А разумной трате денег и предпочтению в покупках заботливый родитель научит ребенка на собственном примере, при совместном походе в магазин.

Галузина Ольга.

Комиссия по негативным проявлениям

среди обучающихся ЭКС РО при ДОгМ.