Начало следующего онлайн-совещания

20.12.2017 19:15

Рассылка

Подписаться

Мы напомним Вам о начале трансляции

 

Столица завершает учебный год на «отлично»

Пространство среднего образования в Москве вышло за рамки одной отдельно взятой школы. Помимо альма-матер, для каждого учащегося открылись возможности пойти в кружок в сильнейших учебных заведениях города, колледжах, вузах, учреждениях спорта и культуры. Ну а если охарактеризовать сегодняшнюю московскую школу коротко, то получится: Творчество, Качество, Открытость, Успех, Надежность и Ответственная свобода, заявили журналистам участники пресс-конференции «Московская школа. Общие возможности — успех каждого».

Понятно, что школа — это прежде всего учеба, овладение знаниями. Если ориентироваться на результаты ЕГЭ, то Москва выглядит более чем достойно. Правда, итоги кампании текущего года еще не подведены — основные резервные дни впереди. Однако, по предварительным результатам, констатировал «МК» министр образования Москвы Исаак Калина, «результаты в целом будут на уровне прошлогодних, а где-то и чуть лучше». (Напомним, что в 2015 году доля выпускников московских школ, набравших по итогам ЕГЭ по трем предметам по 90 и более баллов, составила 48,9%; 220 и более баллов — 30%; а 250 и более баллов — 12,4%.)

Впрочем, ЕГЭ, как неоднократно писал «МК», не может и не должен быть единственным показателем качества общего образования. Не менее важны, скажем, результаты олимпиад для школьников, а также охват ими учащихся средних школ.

— Наши школьники показали замечательные успехи! — заявил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. — Но главное, даже не число победителей — 699, а то, что в сознании родителей и детей все больше укрепляется мысль, что достичь успеха возможно. Вопрос лишь в том, чтобы встретить учителя или руководителя кружка, который поможет раскрыть талант ребенка. А в этом смысле вклад в победу наших школьников во Всероссийской олимпиаде внес весь город — не только своя школа, но и другие, включая топовые, открывшие свои кружки для всех.

Действительно, абсолютная динамика показателей Москвы по числу победителей впечатляет — их в текущем году 145 против 124 в 2015-м. Всего же дипломов победителей удостоены в этом году 699 московских школьников. В итоге процент московских победителей среди общего числа по стране достиг в этом году 39,7%, а среди всех дипломов — 31,9%.

При этом крайне важно, что в городе специально придумали механизм, отбивающий у директоров школ охоту загонять своих лучших учеников во славу альма-матер на все олимпиады подряд. «Чтобы школа не эксплуатировала талантливых ребят, победитель олимпиад может приносить своей школе очки только за победу в двух. А участвовать он может во стольких, во скольких пожелает», — разъяснил суть подхода Калина.

Крайне важно и другое, дополнил Иван Ященко: «Раньше стобалльники ЕГЭ и победители всероссийских олимпиад были разными людьми, что означало, что каждый целенаправленно готовился либо к одному, либо к другому. Сейчас, как правило, это те же ребята. (Читай — от натаскивания школьники перешли к овладению прочными обширными знаниями. — «МК».)»

Важной частью общего образования является образование дополнительное. Новым трендом завершающего учебного года в Москве стало возрождение «Станций юных техников», некогда более чем популярных в нашей стране, но практически погибших от бескормицы в тяжелые 1990-е годы.

— С 2015 года мы начали возрождать на базе колледжей с хорошей материально-технической базой и умелыми преподавателями такие кружки, — сообщил Калина. — Сейчас там занимаются 23—24 тысячи московских школьников 7—8-х классов. При этом у них есть возможность, продолжая обучение в своих собственных школах, одновременно пройти в этих кружках профессиональное обучение по той или иной профессии, а по завершении программы получить соответствующий сертификат. Уверен, что эта полезная практика будет расширяться.

Из других направлений московского образования нельзя не упомянуть о таких проектах, как «Университетские субботы», «Космические субботы», «Инженерные субботы» или «Профессиональная среда». Так, например, проект «Университетские субботы», стартовавший в сентябре 2013 года, охватил 104 тысячи московских школьников, которые за это время посетили 2146 мероприятий в 56 вузах. Победителем конкурса «Лучшая университетская суббота 2015—2016 года» во второй раз стал Российский национально-исследовательский медицинский университет имени Пирогова за проведение естественно-научного мероприятия «Железное сердце: кардиостимулятор». Или взять «Инженерные субботы». В их рамках на базе Центра технологической поддержки образования, ведущих технических вузов Москвы, а также центров молодежного инновационного творчества с 20 марта шли лекции, мастер-классы, практикумы, экскурсии в вузовские высокотехнологичные учебно-практические лаборатории, производственные зоны. На данный момент участие в «Инженерных субботах» заявили около 20 вузов и 18 центров технологической поддержки образования. В рамках «Профессиональной среды» было проведено более 700 мероприятий для 20 тысяч школьников. А на лето «Профессиональная среда» переросла в «Профессиональные каникулы» в парках Москвы. И таких примеров не сосчитать.

Очевидно, что хорошо учить может только хороший учитель. И готовят их теперь для Москвы не только в педвузах — один раз на всю жизнь. К примеру, за последний год 10 тысяч московских учителей прошли диагностику, или, говоря попросту, «ЕГЭ для учителей», причем некоторые не по одному предмету. Запись желающих на июль уже закрыта, констатировал Калина, и единственное, что его беспокоит, «чтобы эта возможность, имеющаяся у каждого учителя, не превратилась в повинность». Другими словами, обязаловки в этом вопросе быть не может.

— С прошлого года появилась и другая практика, — дополнил Иван Ященко, — олимпиада «Московский учитель» для учителей. Педагоги в ее рамках решают много интересных задач, и в том числе на поиск ошибок в работах школьников. В ней уже приняло участие более 9 тысяч педагогов.

Впрочем, образование — это не только обучение, но и воспитание детей. И в этом смысле очень важен городской проект «Дети — детям», рассказала председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Людмила Мясникова: «В ряде московских школ ребята своими руками сделали специальные учебные пособия, а также планы своих школ для ребят со слабым зрением или лишенных зрения совсем. Стремление помочь тем, кто нуждается в помощи, необходимо, чтобы ребенок вырос хорошим человеком!»

Под занавес встречи кто-то из журналистов предложил участникам пресс-конференции попытаться одним словом выразить суть московской школы. «Творчество, Качество, Открытость», — заявили присутствующие директора школ. «Успех», — заявил Иван Ященко. «Надежность», — заявила Мясникова. «Ответственная свобода», — подвел итог Исаак Калина.

Источник