Начало следующего онлайн-совещания
19:15 25.09.2019
Мы напомним Вам о начале трансляции
Мясникова Людмила Александровна
Председатель ЭКС РО
Обращение руководителя
Новости
22.08.2016
В школьную программу введут "Основы медицинских знаний"

Министерству образования и министерству здравоохранения поручено проработать этот вопрос.

Вице-премьер Ольга Голодец потребовала от Минобрнауки и Минздрава подготовить предложения о том, как и в каком объёме включить в школьную программу "основы медицинских знаний, в том числе вопросов оказания первой помощи". По данным Лайфа, оба ведомства ранее уже получали задание проработать этот вопрос, но заявили, что нынешний объём получаемых знаний школьниками по вопросу оказания первой помощи считают достаточным.

Так, в апреле замминистра образования Александр Климов написал в направленном в Минздрав письме: "Минобрнауки считает достаточным существующий объём содержания общего образования, связанный с изучением основ медицинских знаний".

Климов в письме пояснил, что основы медицинских знаний школьники получают уже сейчас на уроках окружающего мира, биологии, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) и физической культуры.

В начальных классах дети узнают о ценности здоровья и здорового образа жизни. Им рассказывают о том, каким должен быть режим дня, куда звонить, если нужна экстренная помощь, как оказывать первую помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании и перегреве, отмечал замминистра.

Дети узнают, какое негативное влияние на здоровье могут оказывать компьютерные игры и телевидение, как противостоять "негативному влиянию открытой и скрытой рекламы психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения", продолжает Климов.

Также он отмечал, что в средних классах школьникам объясняют, как оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении, при растяжениях, вывихах и переломах, при остановке сердца, при укусе насекомых и змей. Также подростки узнают, как правильно питаться, зачем нужны прививки, как проводить профилактику сердечно-сосудистых и многих других заболеваний".

"Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путём и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. Нарушения зрения и их предупреждение", — перечисление всех медицинских знаний, которые получает школьник, занимает в письме Климова несколько страниц.

Письмо из Минздрава за подписью министра Вероники Скворцовой ушло в правительство 12 мая. Там сообщалось примерно то же самое, что и в письме Минобрнауки. "... Проводимая в настоящее время работа позволяет формировать у обучающихся ... компетенции по основам медицинских знаний, в том числе по вопросам оказания первой помощи", — резюмирует министр.

Однако вице-премьер Ольга Голодец настаивает на разработке предложений по включению "основ медицинских знаний" в образовательные программы.

— В оба ведомства направлены письма с требованием доработать и представить свои предложения, — сообщает источник Лайфа в правительстве.

Ранее главный врач московской ГКБ № 71 Александр Мясников в своей колонке для Лайфа поставил россиянам три с минусом по медицинской грамотности. Он перечислил основные вопросы, которые каждый человек должен изучить (и, желательно, ещё в школе), чтобы оставаться здоровым долгие годы.

Главными оказались не те вещи, которые школьники проходят на уроках сейчас. По его мнению, не так важно оказывать первую помощь при переломах или остановке сердца: обычно люди нечасто попадают в ситуации, когда они могут применить такие знания. Врачи хотели бы, чтобы люди больше знали об антибиотиках, — потому что часто граждане назначают их себе, когда этого делать совсем не нужно.

Также врачи хотели бы, чтобы пациенты знали о симптомах, которые нельзя игнорировать и при появлении которых нужно сразу идти в клинику. Например, изжога может указывать не только на проблемы с желудком, но и на неполадки с сердцем.

На сердце может указывать и боль в середине груди. Но многие думают, что просто простудились, и не идут к врачу, рассказывал Лайфу главный терапевт Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова Владимир Тюрин, перечисляя главные ошибки при самолечении.

Даже те медицинские знания, которые школьники должны получать в школе, на практике дети не усваивают. Спасатель, заместитель председателя Московского областного регионального отделения "Всероссийский студенческий корпус спасателей" Никита Еськин объясняет, почему так бывает.

Он и его коллеги периодически проводят практические занятия со школьниками об основах оказания первой помощи пострадавшему. И у них это получается гораздо лучше, чем у преподавателей ОБЖ.

— Когда приезжаем мы, у нас есть тренажёры, интересные яркие фильмы, интерактивные программы, — сказал он. — Через практику детям значительно проще всё усваивать. Например, наши ребята приходят в школы, рассказывают, как правильно проводить сердечно-лёгочную реанимацию, наложить кровоостанавливающий жгут или шину при переломе конечности. Дети ничего об этом не знают, хотя по программе ОБЖ они это уже проходили. Тренажёры, на которых отрабатываются эти навыки, есть далеко не во всех школах. А как можно научить ребёнка спасать человека по учебнику?

Источник