Дата и время начала следующей трансляции уточняются.

Рассылка

Подписаться

Мы напомним Вам о начале трансляции

 

Мультфильмы

    Современные дошкольники отдают явное предпочтение просмотру мультфильмов или компьютерным  играм.  Многие дошкольники большую часть своего свободного времени проводит у экрана. О вреде ТВ и экранного времяпрепровождения уже сказано и написано  немало. Но наряду с увеличением ТВ-времени кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дети дошкольного возраста.  Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрослые» по своей форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие.  

    В этой связи возникает необходимость психологической экспертизы мультфильмов для детей.  Вопрос о психологической экспертизе детских мультфильмов не сводится к наличию «вредных» действий героев. Такая экспертиза предполагает анализ соответствия фильма возрастным особенностям детей. При этом речь идёт не о выяснении его художественных  достоинств, а об оценке соответствия  формы и содержания мультфильма психологическим особенностям  детей того или иного возраста.  Для детей дошкольного возраста особенно такая экспертиза является особенно актуальной.  В этом возрасте  художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности.  Кроме того это период особенного интенсивного психического развития,  когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания  и пр.

    Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит – если малыш смотрит, значит ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей в независимости от их возраста.  Между тем мультфильмы для малышей,  при их преждевременном и чрезмерном потреблении, несут в себе серьёзную опасность для психологического здоровья и развития детей.  И психологи, и педиатры единодушно настаивают на том, что до 3-х лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой. Раннее  (до 3-х лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции  приводит к  серьёзным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения,  зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи,  и пр.

В этом контексте принятая в Законе маркировка «0+» на  видеопродуктах  является грубым нарушением возрастных норм.  Просмотр любых  экранных продуктов наносит  вред психическому и физическому здоровью детей.

После 3 лет, когда у ребенка достаточно развиты речь, общение, появляются воображение, игра, возможно полноценное восприятие мультфильмов.  С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребёнка. В этом случае восприятие художественного текста может оказывать развивающее  воздействие,   которое связано со следующими моментами.

Художественный фильм обладает большим развивающим потенциалом для разных сфер детского развития – познавательной, эмоциональной, коммуникативной и др. Но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребёнка.  

      Распространено мнение, что дети сами выберут, что им нужно и сами могут отказаться от того, что не соответствует их интересам и возможностям их понимания. Но это далеко не так, в особенности, когда речь идёт о мультфильмах. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизма мелькающих зрительных впечатлений – он может долго смотреть на экран, даже не различая предъявляемых событий и персонажей.  В результате  у малышей быстро вырабатывается зависимость  от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами,  и постоянно требуют включить телевизор (а многие сами легко это делают),  и смотрят кино про разных монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают.

    Оценка адекватности фильма возрастным особенностям детей является важной задачей, от решения  которой зависит развитие детей и их приобщение к художественной культуре. Именноэту задачу решают сотрудники Центра Игры и игрушки.  

Опираясь на психологические особенности детей, обозначим главные характеристики мультфильмов для детей.    

Для младших дошкольников (3—4 г.) нужны фильмы с простыми короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение),  в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы – жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов и действий с другими природными зонами, с миром техники,  и пр. Важна узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.  

Для малышей важен  общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями,  эмоциональная окрашенность  знакомых  ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детёныши сказочных животных, (возможны антропоморфные предметы),  активно действующие, задающие  образцы простых правил поведения. Образ героя не должен быть не перегружен деталями, максимально выразителен.

В качестве характерных примеров произведений для детей этого возраста  можно привести сказки В.Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыплёнок и к и утёнок» и пр),  или сказку  Г.Цыферова «Паровозик из Ромашково». Важно подчеркнуть, что в младших возрастах особые требования предъявляются к продолжительности произведения – она не должна превышать 15 мин..

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Сюжеты фильма  связаны с общением и с различными отношениями между персонажами  (дружба, вражда, доминирование-подчинение  и пр.). Это могут быть разнообразные сказки  (народные и авторские).  Центральные темы,  интересующая детей – мир людей (или антропоморфных животных), их разные позиции,  с возможными конфликтами и их разрешением.  

Спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется,  выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребёнка.  Эмоции связываются с отношениями героя и других персонажей.  Ключевое переживание остаётся в позитивном диапазоне с возможными вариациями и оттенками.  Герой является участником событий, связанных с другими персонажами: нужны партнёры и отношения между ними.  Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия.  Важно, чтобы главный герой воплощал наиболее  эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.

В этом возрасте живой отклик находят мультфильмы  типа   «Котенок по имени Гав», «Чебурашка», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа»», приключения Кротишки»,  «Как  грибы с горохом воевали» и др.   

 В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

тематикой произведений могут быть развёрнутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны иносказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания, с шутками и подтекстом.  Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев.

        Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными.  Возможны не только ситуативные чувства, но и более обобщённые переживания.  Возможны  острые, напряжённые и отрицательные эмоциональные состояния.  Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей. Моральные эталоны представлены четко и вызывают определённое отношение.

Для детей старшего дошкольного возраста в полной мере раскрывается огромный мир детской художественной  культуры. Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, созданного для детей.  Для примера приведем здесь только несколько характерных для этого возраста произведений: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Петсон и Финдус», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева» и многие другие.  Характерно, что все эти произведения имеют литературную и мультипликационную версию.

Следует подчеркнуть, что в прежде всего необходимо определить соответствие произведения  этическим и эстетическим критериям. Произведения, суть которых противоречит моральным нормам, стимулирует агрессивность, жестокость, разрушения нельзя рекомендовать маленьким детям.

    В Центре игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) разработаны критерии психолого- педагогической экспертизы и уже проводится работа по выявлению возрастной адресации конкретных произведений.  

Название

производство

продолжительность

 

3-4 года

 

 

  1.  

Грибок - теремок

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1958

10 мин

  1.  

Два веселых гуся

Союзмультфильм, 1970

3 мин

  1.  

Две сказки

(сказки Сутеева – «Яблочко» и «Палочка-выручалочка»)

Союзмультфильм, 1962

15 мин

  1.  

Дядя Миша

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1970

10 мин

  1.  

Как Львенок и черепаха пели песню

(сказки Козлова)

Союзмультфильм, 1974

10 мин

  1.  

Муха-цокотуха

(сказки Чуковского)

Союзмультфильм, 1960

10 мин

  1.  

Разные колеса

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1960

10 мин

  1.  

Светлячок (ч.4 Наш карандаш)

(«Капризная кошка» и «Мышонок и карандаш»)

Союзмультфильм, 1963

10 мин

  1.  

Терем-теремок

Союзмультфильм, 1971

10 мин

  1.  

Три поросенка

Дисней, 1933

9 мин

  1.  

Умка

/ Умка ищет друга

Союзмультфильм, 1969-1970

10 мин

10 мин

  1.  

Хвосты

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1966

15 мин

  1.  

Шутки

(«Цыпленок и Утенок» и «Три котенка»)

Союзмультфильм, 1963

10 мин

 

4-5 года

 

 

  1.  

Веселый огород

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1947

10 мин

  1.  

Высокая горка

(по мотивам рассказа В. Бианки)

Союзмультфильм, 1951

20 мин

  1.  

Дед мороз и лето

 

Союзмультфильм, 1969

20 мин

  1.  

Дед мороз и серый волк

Союзмультфильм, 1978

17 мин

  1.  

Дядюшка Ау

/ Дядюшка Ау в городе / Ошибка дядюшки А

Творческое объединение «Экран», 1979

19 мин

19 мин

19 мин

  1.  

Дядя Степа

Союзмультфильм, 1939

19 мин

  1.  

Дядя Степа милиционер

Союзмультфильм, 1964

19 мин

  1.  

Живая игрушка

Союзмультфильм, 1982

10 мин

  1.  

Зайка-зазнайка

(пьеса С.Михалкова)

Союзмультфильм, 1976

17 мин

  1.  

Заяц Коська и родничок

Союзмультфильм, 1974

10 мин

  1.  

Как грибы с горохом воевали

Союзмультфильм, 1977

19 мин

  1.  

Крот 

(63 серии)

Чехословакия, 1957-2002

5-15 мин

  1.  

Лесные путешественники

Союзмультфильм, 1951

20 мин

  1.  

Маша и волшебное варенье

Союзмультфильм, 1979

10 мин

  1.  

Мешок яблок

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1974

20 мин

  1.  

Мойдодыр

Союзмультфильм, 1954

17 мин

  1.  

Новогоднее путешествие

Союзмультфильм, 1959

10 мин

  1.  

Паровозик из Ромашкова

Союзмультфильм, 1967

10 мин

  1.  

По дороге с облаками

Творческое объединение «Экран», 1984

10 мин

  1.  

Приключения веселых человечков

/ Винтик и Шпунтик – веселые мастера / Где я его видел / Ровно в три пятнадцать  

Союзмультфильм, 1959, 1960, 1965

19 мин

10 мин

20 мин

  1.  

Приключения Мурзилки

/Опять двойка / Мурзилка на спутнике / Мурзилка и великан

Союзмультфильм, 1956-1960

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

  1.  

Приключения Пифа

Творческое объединение «Экран», 1970

35 мин

  1.  

Пропал Петя-петушок

Союзмультфильм, 1986

10 мин

  1.  

Путаница

(сказки Чуковского)

Киевнаучфильм, 1982

10 мин

  1.  

Рекс

(65 серии)

Польша, 1977 – 1988

10 мин

  1.  

Снеговик-почтовик

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1955

20 мин

  1.  

Снегурка

Союзмультфильм, 1969

10 мин

  1.  

Тимошкина елка

Союзмультфильм, 1966

10 мин

  1.  

Три дровосека

(по мотивам сказки Пузырь, Соломинка и Лапоть)

Союзмультфильм, 1959

10 мин

  1.  

Трям! Здравствуйте!

(сказки Козлова)

Творческое объединение «Экран», 1980

10 мин

  1.  

Федорино горе

(сказки К. Чуковского)

Союзмультфильм, 1974

10 мин

  1.  

Храбрый заяц

(по сказке Мамина-Сибиряка)

Союзмультфильм, 1955

17 мин

 

5-6 года

 

 

  1.  

38 попугаев

/ А вдруг получится / Бабушка удава / Великое закрытие / Завтра будет завтра / Зарядка для хвоста / Как лечить удава / Куда идет слоненок / Ненаглядное пособие / Привет мартышке

Союзмультфильм, 1976-1991

8-10 мин

  1.  

Бобик в гостях у Барбоса

Союзмультфильм, 1977

9 мин

  1.  

Бюро находок

(4 части)

Творческое объединение «Экран», 1982-1983

8-10 мин

  1.  

Винни-Пух

/ Винни-Пух идет в гости / Винни-Пух и день забот

Союзмультфильм, 1969-1972

10 мин

10 мин

20 мин

  1.  

Винтик и Шпунтик веселые мастера

Союзмультфильм, 1960

20 мин

  1.  

Гуси-лебеди

Союзмультфильм, 1949

20 мин

  1.  

Катерок

Союзмультфильм, 1970

10 мин

  1.  

Кем быть

 

Союзмультфильм, 1948

10 мин

  1.  

Кем быть

Союзмультфильм, 1973

9 мин

  1.  

Когда зажигаются елки

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1950

20 мин

  1.  

Кораблик

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1959

10 мин

  1.  

Котёнок по имени Гав

(5 выпусков)

Союзмультфильм, 1976-1982

8-10 мин

  1.  

Кот-рыболов

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1964

10 мин

  1.  

Крошка Енот

Творческое объединение «Экран», 1974

10 мин

  1.  

Кто получит приз

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1979

10 мин

  1.  

Лягушка-путешественница

Союзмультфильм, 1965

18 мин

  1.  

Матч-реванш

Союзмультфильм, 1968

20 мин

  1.  

Необыкновенный матч

Союзмультфильм, 1955

20 мин

  1.  

Непослушный котенок

Союзмультфильм, 1953

10 мин

  1.  

Обезьянки.

/ Обезьянки. Гирлянда из малышей  /

Обезьянки. Осторожно, обезьянки! / Обезьянки и грабители / Обезьянки. Как обезьянки обедали / Обезьянки, вперед! / Обезьянки в опере / Обезьянки. Скорая помощь

Союзмультфильм, 1983-1997

8-10 мин

  1.  

Огневушка-поскакушка

Союзмультфильм, 1979

10 мин

  1.  

Осьминожки

Творческое объединение «Экран», 1976

10 мин

  1.  

Ох и ах

Союзмультфильм, 1975

10 мин

  1.  

По щучьему велению

Свердловская киностудия, 1984

17 мин

  1.  

Приключения кота Леопольда

(15 серий)

Творческое объединение «Экран», 1975 - 1993

10 мин

  1.  

Про домовенка Кузю

(4 части)

Творческое объединение «Экран», 1984-1987

10-20 мин

  1.  

Прогулка

Союзмультфильм, 1986

10 мин

  1.  

Путешествие муравья

Союзмультфильм, 1983

10 мин

  1.  

Раз, два-дружно!

(сказки Сутеева)

Союзмультфильм, 1967

10 мин

  1.  

Ровно в три пятнадцать

Союзмультфильм, 1959

20 мин

  1.  

Серебряное копытце

(сказка П. Бажова)

Союзмультфильм, 1977

10 мин

  1.  

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Союзмультфильм,1953

10 мин

  1.  

Сестрички-привычки

Творческое объединение «Экран», 1989

10 мин

  1.  

Старая игрушка

Союзмультфильм, 1971

10 мин

  1.  

Трое из Простоквашино

/ Каникулы в Простоквашино/ Зима в Простоквашино

Союзмультфильм, 1978-1984

18 мин

18 мин

16 мин

  1.  

Умная собачка Соня

(2 части)

Творческое объединение «Экран», 1991, 1993

7-10 мин

  1.  

Финдус и Петсон

/ Петсон и Финдус-Кот-космонавт / Петсон и Финдус-Кот-ракета / Обещание Петсона

Германия, Швецария, 1999, 2005

12-15 мин

  1.  

Чебурашка

/ Крокодил Гена / Шапокляк / Чебурашка идет в школу

Союзмультфильм, 1969-1983

20 мин

20 мин

20 мин

10 мин

  1.  

Что такое хорошо и что такое плохо

Союзмультфильм, 1969

10 мин

 

6-7 лет

 

 

  1.  

Аленький цветочек

Союзмультфильм, 1952

40 мин

  1.  

Белоснежка и семь гномов

Дисней, 1937

80 мин

  1.  

Большой Ух

Творческое объединение «Экран», 1989

10 мин

  1.  

Бэмби

Дисней, 1942

67 мин

  1.  

Вовка в тридевятом царстве

Союзмультфильм, 1965

20 мин

  1.  

Волшебное кольцо

Союзмультфильм, 1979

20 мин

  1.  

Гадкий утенок

Союзмультфильм, 1956

19 мин

  1.  

Двенадцать месяцев

Союзмультфильм, 1956

53 мин

  1.  

Дюймовочка

Союзмультфильм, 1964

30 мин

  1.  

Жил-был пес

Союзмультфильм, 1982

10 мин

  1.  

Заколдованный мальчик

Союзмультфильм, 1955

43 мин

  1.  

Записки Пирата

Союзмультфильм, 1989

10 мин

  1.  

Золотая Антилопа

Союзмультфильм, 1954

30 мин

  1.  

Ивашка из дворца пионеров

Союзмультфильм, 1981

10 мин

  1.  

Казаки

(серия мф «Как казаки…»)

Киевнаучфильм, 1967-1995

18-20 мин

  1.  

Кот в сапогах

Союзмультфильм, 1968

18 мин

  1.  

Летучий корабль

Союзмультфильм, 1979

20 мин

  1.  

Лошарик

Союзмультфильм, 1971

10 мин

  1.  

Малыш и Карлсон

/ Карлсон вернулся

Союзмультфильм, 1968-1970

20 мин

20 мин

  1.  

Маугли

(5 частей)

Союзмультфильм, 1973

20 мин

  1.  

Мореплавание Солнышкина

Союзмультфильм, 1980

17 мин

  1.  

Наш друг Пишичитай

(3 серии)

Союзмультфильм, 1978-1980

10 мин

  1.  

Приключения барона Мюнхгаузена

(5 частей)

Союзмультфильм,1973-1995

6-10 мин

  1.  

Сказка о золотом петушке

Союзмультфильм, 1967

30 мин

  1.  

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Союзмультфильм, 1951

30 мин

  1.  

Сказка о попе и его работнике Балде

 

Союзмультфильм, 1973

20 мин

  1.  

Сказка о рыбаке и рыбке

Союзмультфильм, 1950

30 мин

  1.  

Снегурочка

Союзмультфильм, 1952

65 мин

  1.  

Снежная Королева 

Союзмультфильм, 1957

60 мин

  1.  

Стойкий оловянный солдатик

Союзмультфильм, 1976

17 мин

  1.  

Царевна лягушка

 

Союзмультфильм, 1954

40 мин

  1.  

Цветик-семицветик

 

Союзмультфильм,  1948

20 мин

  1.  

Чиполлино

Союзмультфильм, 1961

38 мин

  1.  

Щелкунчик

Союзмультфильм, 1973

25 мин

 

7+

 

 

  1.  

Балерина на корабле

Союзмультфильм, 1969

17 мин

  1.  

В стране невыученных уроков

Союзмультфильм, 196)

20 мин

  1.  

Конек-горбунок

 

Союзмультфильм, 1975

70 мин

  1.  

Крылья, ноги и хвосты

Творческое объединение «Экран», 1986

4 мин

  1.  

Мой сосед Тоторо

Студия «Гибли», 1988

90 мин

  1.  

Му-му

Союзмультфильм, 1987

20 мин

  1.  

Падал прошлогодний снег

Творческое объединение «Экран», 1983

20 мин

  1.  

Пастушка и трубочист

Союзмультфильм, 1965

30 мин

  1.  

Пиф-Паф, ой-ой-ой!

Творческое объединение «Экран», 1980

17 мин

  1.  

Пластилиновая ворона

Творческое объединение «Экран», 1981

10 мин

  1.  

Розовая пантера

(сериал)

DePatie-Freleng , 1964-1980

10 мин

  1.  

Рыбка Поньо на утесе

Студия «Ghibli», 2008

100 мин

  1.  

Следствие ведут колобки

Творческое объединение «Экран», 198)

20 мин